Охтенское адмиралтейство

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Вид на Охтенское адмиралтейство со стороны Невы, 1865

О́хтенское адмиралте́йство (позднее Петрозавод и другие названия) — историческое судостроительное предприятие в Санкт-Петербурге, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 1806 году как высшее техническое учебное заведение Паноптический институт судостроительной направленности. После ряда перепрофилирований в 2001 году окончательно прекратило деятельность и его территория сначала была использована под бизнес-центры, а затем была передана под коммерческую застройку.

История наименований предприятия (требует уточнения[1]):

  • 1806—1818 годы — Паноптический институт.
  • 1818—1828 годы — Охтенская верфь.
  • 1828—1896 годы — Охтенское адмиралтейство.
  • 1896—1913 годы — Судостроительная верфь, литейный и механический завод Морского ведомства в аренде Акционерного общества Крейтон и К, или, в сокращённом виде, — Крейтоновская верфь либо Завод Крейтона (филиал фирмы «В. Крейтон и Ко», расположенной в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия).
  • 1913—1925 годы — Петрозавод (в 1915—1921 годах Охтинский снарядный цех, действовавший на его площадях в аренде у Адмиралтейского завода)
  • 1925—1937 годы — Ленинградский Петрозавод.
  • 1937—1969 годы — Завод № 370.
  • 1969—1973 годы — Петрозавод.
  • 1973—1985 годы — Петрозавод (филиал НПО «Ритм»).
  • 1985—1992 годы — Совместное российско-шведское предприятие «Седерваль-Ритм».
  • 1992—2001 годы — Петрозавод.

История предприятия

Предыстория предприятия

Эпоха неолита — на будущей территории предприятия появляются первые людские поселения.

1300 год — в рамках крупнейшей в то время попытки Швеции захватить контроль у Руси в лице Новгородской Республики над устьем Невы на будущей территории предприятия за тёплый сезон шведы построили крепость Ландскрона.

1301 год — объединённое русское войско взяло штурмом и полностью разрушило Ландскрону, возвратив окружающие земли под свой контроль.

1500 год — в устье Охты имеются три деревни и сельцо на 18 домов.

около 1557 года — в устье Охты построен город (крепость) Невское Устье.

1611 год — на месте предприятия благодаря последствиям Смутного времени шведы строят крепость Ниеншанц (по-шведски Нюенсканс (швед. Nyenskans), в переводе «Невское укрепление»).

около 1632 год — на противоположном берегу Охты основан (восстановлен) город Ниен (Ниенштадт). Название города является шведским переводом названия ранее существовавшего русского города на шведских картах.

1656 год — Ниеншанц взят штурмом русскими войсками, однако по мирному договору был возвращён Швеции.

Макет крепости Ниеншанц в музее, 2007

около 1677 года — завершена реконструкция крепости Ниеншнц.

1700 год — началась Северная война.

октябрь 1702 года — город Ниен сожжён по приказу шведского командования, при этом его население было предварительно эвакуировано.

1 (12) мая 1703 года — крепость Ниеншанц взята российскими войсками. Город был переименован Петром I в Шлотбург.

1717 год — на месте крепости Ниеншанц по приказанию Петра I был разбит Канецкий (Канцевский) огород — древесный питомник для садов Санкт-Петербурга и окрестностей.

1721—1725 годы — на месте Шлотбурга устроены Охтенская верфь и Охтенские переведенческие слободы, в которых были размещены с семьями рабочие-судостроители, переведённые в Санкт-Петербург из-под Архангельска.

1764? год — Канецкий (Канцевский) огород передан «Императорскому воспитательному обществу благородных девиц», впоследствии известному как «Смольный институт благородных девиц».

Российская Империя

1806 год — у Смольного института благородных девиц казной выкуплен садовый питомник, располагавшийся на месте крепости Ниеншанц, на месте которого основан Паноптический[1] институт судостроительной направленности, очень крупный по тому времени, при котором впоследствии предполагалось развернуть приборостроение и судостроение для совмещения учёбы с практикой.

1808 год — в составе Паноптического института началось строительство Охтенской верфи.

1811 год — на верфи в присутствии Императора Александра I спустили на воду первый с момента начала строительства верфи заказ — шхуну «Стрела».

1811—1812 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Полукс».

1812—1813 годы — построен 44-пушечный фрегат «Аргус» типа «Амфитрида».

1814 год — в целом завершено создание Паноптического института, в том числе Охтенской верфи, получившей, помимо прочего, пять эллингов для строительства судов разного размера вплоть до небольших линейных кораблей.

1814—1815 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Меркурий» типа «Спешный», проданный впоследствии в 1818 году Испании.

1815—1816 годы — на предприятии построены 44-пушечный фрегат «Лёгкий» типа «Спешный» и 36-пушечный фрегат «Поспешный» типа «Проворный».

1816—1817 годы — на предприятии построены 36-пушечный фрегат «Гектор» типа «Проворный» и 20-пушечный бриг «Олимп» типа «Феникс».

15 марта 1818 года — в результате попадания искры на балку в кузнечной мастерской полностью сгорело монументальное (из шести деревянных корпусов 3-7 этажей на каменном фундаменте) здание главного корпуса Паноптического института. Пострадавших не было, но ценное имущество вуза, включающее также ультрасовременные мастерские по производству навигационных приборов, также было утрачено практически полностью. Только прямой ущерб составил до 513 тыс. рублей (что соответствует нескольким миллиардам рублей в ценах 2012 года). При этом верфь практически не пострадала. В результате, было принято решение не восстанавливать очень дорогой институт, а Охтенскую верфь использовать в дальнейшем как обычное судостроительное предприятие.

1818—1819 годы — построены 44-пушечные фрегаты «Автроил» и «Лёгкий» типа «Амфитрида».

1819—1820 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Урания» типа «Малый», а также 16-пушечные бриги типа «Аякс»: «Аякс» (головной в серии) и «Ида».

1820 год — на предприятии построены 44-пушечный фрегат «Проворный» типа «Спешный» и 16-пушечный бриг «Святой Лаврентий» типа «Аякс».

1820—1821 годы — 16-пушечный бриг «Охтенка» типа «Аякс».

?—1821 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Александр Невский» (с 1826 года «Винд-Хунд») типа «Проворный».

1822—1823 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Кастор» типа «Проворный».

1822—1824(1826) годы — на предприятии построен 64-пушечный линейный корабль «Эммануил» переклассифицированный и, по-видимому, доработанный и перевооружённый в 1824—1826 годах в Кронштадте из фрегатов в связи с большими потерями корабельного флота при катастрофическом наводнении 1824 года. Корабль первым в отечественном флоте получил смешанную систему набора с металлическими элементами в носу, а также первым получил более простую по конструкции, но куда более совершенную круглую корму, улучшившую его мореходность и, особенно, прочность.

1823—1824 годы — построен 16-пушечный бриг «Ревель».[2]

1824—1825 годы — специально для доставки грузов на Дальний Восток построен 16-пушечный бриг «Кроткий» впоследствии совершивший два кругосветных похода.[3]

1825—1826 годы — построены 16-пушечные бриги (шлюпы с вооружением брига) «Сенявин» и «Моллер» — суда, на которых проходила кругосветная экспедиция в 1826—1829 гг. под командованием Ф. П. Литке и М. Н. Станюковича.[4][5]

1825—1830 годы — строится серия из трёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль», строившихся также на других предприятиях.

1826—1827 годы — построены 20-пушечные бриги типа «Охта»: «Охта» (головной в серии) и «Усердие».

1827—1828 годы — на предприятии построены 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Малый», а также 20-пушечные бриги типа «Охта»: «Телемак» и «Улисс».

Охтенское адмиралтейство в 1828 году. Видны стоящие звездой здания верфи на каменном фундаменте бывшего главного корпуса Паноптического института

1828 год — предприятие получило более высокий статус и новое название — Охтенское адмиралтейство

1828—1829 годы — на предприятии построены 44-пушечный фрегат «Анна» типа «Спешный» (реально нёс 54 орудия), а также 20-пушечные бриги типа «Охта»: «Аякс», «Гектор» и «Парис».

1829—1830 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Беллона» типа «Спешный». Реально нёс 54 орудия.

1830—1831 годы — построен 20-пушечный бриг «Диомид» — головной в серии бригов этого типа.[6]

Фрегат «Паллада» в Нагасаки, Япония, 1854

1831—1833 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Паллада», реально несший 52 орудия. Фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, но с использованием также отечественных «ноу-хау» в области военного судостроения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию.[7]

1832—1841 годы — на предприятии полностью строится серия из трёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Фершампенуаз».

1833—1834 годы — на предприятии построены 24-пушечный учебный фрегат «Верность», головной в серии из трёх фрегатов этого типа, а также 20-пушечный бриг «Агамемнон» типа «Диомид».

1833—1835 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Аврора» типа «Спешный». Реально нёс 56 орудий.

1834 год — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Малый».

1838—1839 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Успех» типа «Верность».

1842—1843 годы — построен 20-пушечный бриг «Парис» типа «Диомид»

1842—1844 годы — на предприятии построен 4-пушечный пароходофрегат[2] «Отважный». В 1854 году нёс 10 пушек.[8]

1843—1845 годы — на предприятии построен 4-пушечный пароходофрегат[2] «Грозящий». В 1854 году нёс 8 пушек, а в 1862 году — 4 пушки.[9]

1844—1845 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Верность».

1845—1852 годы — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Гремящий».[10]

1846—1849 годы — на предприятии построен 52-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Архимед» — первый винтовой фрегат отечественного флота.[11]

1857 год — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Храбрый».[12]

1857—1858 годы — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Смелый».[13]

1858—1860(?) годы — на предприятии построен 45-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Ослябя» (спущен на воду 8 октября 1860 года, точное время вступления в строй обнаружить не удалось, скорее всего это 1861—1862 годы).[14]

1859—1863 годы — на предприятии построен 51-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Александр Невский».http://www.randewy.ru/nk/fregatbf9.html

осень 1878 года — на заводе экстренно построены 20 миноносок.

1896 год — предприятие сдано на 35 лет в безвозмездную аренду с условием реконструкции производства фирме «В. Крейтон и Ко», расположенной в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия. Завод, работавший на правах филиала фирмы получил название Судостроительная верфь, литейный и механический завод Морского ведомства в аренде Акционерного общества Крейтон и К, или, в сокращённом виде, — Крейтоновская верфь либо Завод Крейтона.

август 1899 — сентябрь 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[4]) типа «Сокол».[15]

1901 — октябрь 1902 года — на заводе построены два номерных (безымянных) миноносца типа «Улучшенный Сунгари».

1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года — на заводе построены два номерных (безымянных) миноносца типа «Циклон».

1904—1908 годы — пять миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Твёрдый» (усовершенствованный тип «Сокол») построены на заводе для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД во Владивосток, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[16]

1905—1910 годы — на заводе построены все четыре подводные лодки типа «Кайман»[17].

1908 год — часть территории завода передана Главному гидрографическому управлению, впоследствии по крайней мере часть его послужила для размещения завода «Штурманские приборы».

1913 год — вследствие банкротства фирмы «В. Крейтон и Ко» предприятие, работавшее в то время по отзывам современников с достаточно высоким качеством, было возвращёно в казну и получило новое название Петрозавод.

1915 год — на площадях предприятия на правах аренды начал действовать Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода.

Советская Россия

1921 год — Охтинский снарядный цех Адмиралтейского завода официально прекратил деятельность. Предприятие, перебивавшееся случайными заказами, продолжило существование под старым названием Петрозавод.

1925 год — предприятие получило название Ленинградский Петрозавод.

1931 год — по решению Высшего Совета Народного хозяйства СССР предприятие, на котором к тому моменту работало менее 500 человек, передано в ведение Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь» и переориентировано на строительство буксиров.[18]

декабрь 1931 года — заложен первый 200-сильный буксир. Как и последующие буксиры первых серий он имел корпус смешанной клёпано-сварной конструкции.

август 1932 года — спущены на воду первые два 200-сильных буксира.

1937 год — в рамках мероприятий мобилизации отечественной промышленности завод сменил название на Завод № 370.

8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, приведшая вскоре к большим жертвам среди коллектива предприятия.

18 января 1943 года — прорвана блокада Ленинграда.

1948(1951?)—1958 годы — на предприятии построено 122 морских буксира проекта 730 типа Аян и его модификаций, работавших впоследствии практически во всех морских портах Советского Союза.[19] В 1952 году один буксир этого проекта был построен на заводе № 402 для собственных нужд.

1958—1962 годы — на предприятии построено более 50 буксиров проекта 733 различных модификаций: спасательного буксира (СБ проекта 733С), морского буксира (МБ проекта 733), пассажирских судов (733П) и даже трёх пограничных сторожевых кораблей. Семь таких судов были проданы на экспорт.

1960—1975(1983?) годы — на предприятии строятся крупной серией рейдовые буксиры различных модификаций проекта 737 (предположительно[20] 56 единиц).

1962—1975 годы — на предприятии примерно в этот период крупной серией строятся производившиеся также на других заводах буксиры проекта 498 и его модификаций.

1969 год — предприятие переименовано обратно в Петрозавод.

Znakpocheta2.jpg

1971 год — предприятие награждено орденом «Знак Почёта».[21]

1973(1974?) год — предприятие в связи с реорганизацией стало называться Петрозавод (филиал НПО «Ритм») и сменило основной профиль производства на более общемашиностроительный с постепенной ликвидацией судостроения полного цикла.

1981 год — завершена ликвидация судостроительных эллингов завода.

1985 год — завод преобразован в Совместное российско-шведское предприятие «Седерваль-Ритм».

Современная Россия

1992 год — предприятию возвращено название Петрозавод.

1993 год - возобновлено судостроение малотоннажных судов, в том числе патрульных катеров.

1997 год — построена сверхмалая туристическая подводная лодка «Садко».

2001 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность.

Последующие события

начало 2000-х годов — в помещениях бывшего завода работает Деловой и спортивный центр «Паллада».

декабрь 2004 года — небольшой участок неподалёку от бывшего «Петрозавода» был предоставлен Газпрому для строительства офиса.

«Охта-центр» и историческая застройка Санкт-Петербурга

март 2006 года — Законодательное собрание Петербурга приняло закон о строительстве бизнес-центра для штаб-квартир Газпрома и Сибнефти на месте бывшего «Петрозавода», бывшего завода «Штурманские приборы» и ранее выделенной Газпрому территории.

июнь 2006 года — объявлен архитектурный конкурс на проект главного здания (небоскрёба) административно-делового центра «Газпром-сити».

Забор стройплощадки «Охта-центра», май 2007 года

декабрь 2006 года — победителем архитектурного конкурса «Газпрома» объявлен английский проект RMJM London limited, предусматривающий строительство 403-метрового небоскрёба.

март 2006 года — проектируемый административно-деловой центр «Газпром-сити» получил официальное название: Общественно-деловой район «Охта-центр».

Сносимые здания «Петрозавода», февраль 2008 года

ноябрь 2007 года — идёт снос старых зданий на территории, выделенной под «Охта-центр».

Митинг противников «Охта-центра» 10 октября 2009 года

октябрь 2009 год — обострение споров вокруг проекта «Охта-центра»: губернатор Санкт-Петербурга утвердил выданное проекту разрешение на отклонение от предельных высотных параметров при строительстве небоскреба. 10 октября в Санкт-Петербурге прошёл относительно крупный (2-3 тысячи человек) митинг противников строительства, недовольных в основном нарушением исторических пейзажей города. Митинг сторонников строительства на следующий день успеха не имел. В том же месяце в прокуратуру Санкт-Петербурга министром культуры РФ было направлено заключение Росохранкультуры, указывающее на грубые нарушения при разрешении высотных параметров «Охта-центра».

декабрь 2009 года — на площадке «Охта-центра» начались отдельные строительные работы.

лето 2010 года — в спор вокруг строительства «Охта-центра» оказались вовлечены Центр всемирного наследия ЮНЕСКО и Президент России.

9 декабря 2010 года — власти Санкт-Петербурга совместно с "Газпромом"приняли решение о переносе небоскрёба в другой район города. При этом в связи с большими расходами на археологические работы место осталось в распоряжении «Газпрома» для размещения других проектов.

10 марта 2011 года — стало известно, что комплекс зданий штаб-квартиры Газпрома будет построен на Лахтинском проспекте, в связи с чем проект небоскрёба «Охта-центр» был отменён в пользу строительства небоскрёба «Лахта-центр» в другом месте города.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Шлюп «Восток» на российской монете, 1994

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Шлюп «Камчатка» (спущен на воду в 1817 году) — корабль, совершивший в 1817—1818 годах кругосветное плавание под руководством В. М. Головина.
  • Шлюп «Восток» (спущен на воду в 1818 году) — один из двух кораблей 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов, открывшей Антарктиду.
  • 16-пушечный бриг «Кроткий» (построены в 1825—1826 годах) — шлюп с вооружением брига — построенный специально для доставки грузов на Дальний Восток корабль совершил два кругосветных похода, причём первый из них под командованием барона Ф. П. фон Врангеля (в 1825—1827 годах) и Л. А. Гагемейстера (в 1828—1830 годах).[22]
  • 16-пушечные бриги «Сенявин» и «Моллер» (построены в 1825—1826 годах) — шлюпы с вооружением брига — суда, на которых проходила кругосветная экспедиция в 1826—1829 гг. под командованием Ф. П. Литке и М. Н. Станюковича.[23][24]
Фрегат «Паллада»
  • Фрегат «Паллада» (построен в 1831—1833 годах) — фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, которые в то время достигли больших успехов именно в строительстве фрегатов. Тем не менее строитель фрегата полковник В. Ф. Стокке перепроектировал корабль, ради использования более совершенной круглой кормы, технологией создания которой обладало русское кораблестроение. Корабль являлся во многом демонстратором технологий, так как впервые получил и множество других новшеств, а также служил для отработки схемы артиллерийского вооружения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию. Во время Крымской войны из-за невозможности входа в устье Амура, угрозы нападения англичан и крайнего износа конструкций корпуса фрегат был разоружён и затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани в январе 1856 года.
  • Фрегат «Аврора» (построен в 1833—1835 годах) — фрегат, отличившийся во время Крымской войны при успешной обороне Петропавловска-Камчатского.
Парусно-винтовой фрегат «Архимед» и его конструктор И. А. Амосов на почтовой марке
  • Парусно-винтовой[3] фрегат «Архимед» (построен в 1846—1849 годах) — первый парусно-винтовой фрегат отечественного военно-морского флота.
  • Парусно-винтовой фрегат «Александр Невский» (построен в 1859—1863 годах) — последний русский боевой корабль, построенный из дерева. Участвовал в экспедиции крейсерских эскадр к берегам США в качестве флагмана эскадры адмирала Лисовского в Атлантическом океане, базировавшейся в Нью-Йорке. Позднее погиб во время шторма в проливе Скаггерак из-за несогласованности действий командования, что впоследствии привело к изменению отечественных правил судовождения и созданию Общества спасения на водах.
  • «Красный вымпел» (парусно-паровая яхта «Адмирал Завойко») (спущен в 1910 году) — мемориальный корабль Тихоокеанского флота в г. Владивосток[25].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Паноптический» — от греческого «всевидящий» — по сути, то же, что «политехнический».
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Пароходофрегат — фрегат с паровой машиной и гребными колёсами. Гребные колёса и расположенные над уровнем воды механизмы были уязвимы в бою, поэтому пароходофрегаты строили относительно небольшими, не расчитанными на длительные бои.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 По терминологии тех лет парусно-винтовые фрегаты назывались просто винтовыми фрегатами, так как наличие парусов и так было всем очевидно.
  4. Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако, поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».